Испанская баллада

Преамбула:
В эпоху Средневековья Иберийский полуостров стал для евреев важнейшим центром культурной и духовной жизни. Общины, формировавшиеся в условиях Реконкисты — многовековых войн между мусульманами и христианами, — стали центрами еврейской учености и пережили высочайший взлёт культуры. Однако, в конце XV века усиление фанатизма и учреждение инквизиции привело к изгнанию евреев с территории Испании, а затем и Португалии. Трагедия изгнанников (сефардов), которые продолжали надеяться на возвращение многие столетия, и сохраняли свои культурные традиции в разных концах света, сопровождалась еще более драматичной судьбой тех, кто остался. Их вынудили обратиться в христианство, но втайне многие продолжали соблюдать еврейские обычаи. Трагедия многих поколений тайных иудеев (марранов), которых жестоко подавляла инквизиция, широко известна. В течение нескольких столетий вплоть до XIX века по обвинению в тайном иудаизме были казнены десятки тысяч лучших представителей испанской культуры. В XVI веке в Испании появились «Законы чистоты крови» — первые расовые законы в истории человечества. Сотни тысяч людей испытывали постоянный страх, поскольку они оказались «гражданами второго сорта», легкой добычей для садизма инквизиции. Всё это затормозило развитие Испании, которая растеряла былое могущество. Жизнь приучила марранов скрывать своё происхождение, поэтому многие десятилетия после отмены ограничений не было никаких сведений об их существовании. Однако, уже в начале XX столетия появились первые еврейские общины, сформированные как марранами, так и приезжавшими евреями из-за рубежа. В годы гитлеровского истребления власти Испании сыграли важную роль в спасении евреев Греции. Однако, лишь в 1970-х гг. еврейские общины были признаны законом, а с 1980-х гг. в Испании стали обосновываться евреи из разных стран мира. В пятисотлетнюю годовщину изгнания испанский король извинился перед евреями в синагоге в Мадриде. Изменение отношения к евреям стало заметным явлением общественной жизни. В 1990-е гг. в нескольких населённых пунктах Португалии марраны стали открыто возвращаться к иудаизму. Особенно интересна в этом отношении деревушка Бельмонте неподалёку от Лиссабона, где обнаружилась целая община марранов, которые более 500 лет скрывали свои обычаи. В 1997 году в присутствии президента Израиля и главы Португалии в Бельмонте была открыта синагога. Так, через 500 лет стала восстанавливаться разорванная связь между еврейским миром и потерянной его частицей. В Мадриде действует еврейская школа, а в 2008 году евреи впервые открыто праздновали здесь Хануку.
Для наших учеников, связь которых с еврейским миром также была прервана в течение нескольких поколений, опыт возрождения еврейского центра в Испании является особенно близким и понятным. Изучение опыта марранского сопротивления, многовековых репрессий, религиозного фанатизма, удивительной политики генерала Франко во время Холокоста и других событий в истории взаимоотношений еврейского и испано-португальского миров — это возможность осознать свою сопричастность историческим судьбам еврейского народа.

Цель поездки:
Установление контактов с еврейскими общинами в Испании и Португалии
Изучение культурно-исторического наследия и современного статуса евреев в Испании и Португалии
Развитие экспедиционных и исследовательских навыков работы.

Время проведения: первая декада ноября 2009 года

Маршрут:
Мадрид — Эскориал — Авила — Сеговия -Толедо — Гранада — Кордова — Севилья — Лиссабон — Бельмонте

Участники поездки: 20 детей и 5 педагогов (группа ЦО № 1311 «Тхия» и группа Малого факультета ЦИИЕЦ ИСАА МГУ).

Содержание:
В ходе подготовительной программы участники поездки знакомились с историей евреев Иберийского полуострова, с культурными и религиозными традициями существовавших там общин. Важной частью программы подготовки является знакомство с памятниками архитектуры и литературного творчества испанских и португальских евреев, а также с литературным и кинематографическим осмыслением судеб сефардских евреев («Испанская баллада» Л.Фейхтвангера. «Диспут» Г.Гейне, фильмы «Страшный Суд» и «Призраки Гойи» и т.д.).
В самой поездке учащиеся провели эпиграфические исследования, опросную работу, задокументировали памятники прошлого. Итогом их работы стал виртуальный дневник путешествия и фильм об исторической судьбе евреев Иберийского полуострова.