Дороги из гетто

Экспедиция в Австрию, Германию и Чехию была посвящена истории евреев Центральной Европы в эпоху модернизационного перелома в европейском обществе. Еврейские общины германоязычного мира и Австро-Венгерской империи оказались в XIX — начале XX вв. на стыке мира Восточной и Западной Европы. Коренные изменения и реформы законодательства, общественно-экономическое переустройство в Европе совпали по времени с расцветом науки и технического прогресса, созданием концепций превосходства европейских народов над порабощенными ими племенами Африки и Азии, возникновением многополярного культурного пространства современного мира. Евреи оказались втянуты в самую гущу общественной и политической борьбы. Дарование им равноправия повлекло за собой коренное изменение статуса общины и пересмотр отношения к еврейской религиозной традиции. На глазах нескольких поколений европейских евреев рушились многовековые стены гетто, исчезала изолированная еврейская община.

Среди центров европейской аккультурации и ассимиляции Вена была наиболее масштабным явлением. В этом городе оседала элита еврейского мира Центральной и Восточной Европы. В Вене и Праге евреи стали неотъемлемой частью мира модернизированной Европы. Трудно удержаться даже от беглого перечисления выдающихся имен, связанных с этими городами. Возможно, именно поэтому здесь зародилось самое мощное антисемитское политическое движение. Наряду с этим, Мюнхен стал символом роста еврейского политического влияния. Последовавшая за разрушительной Первой Мировой войной революция установила здесь новую власть — Баварскую Советскую Республику, чьими руководителями последовательно оказались пятеро евреев. Это предопределило особую роль Мюнхена и Нюрнберга в ходе установления нацизма в Германии. Символично также, что именно события Мюнхенского путча 1923 года, Аншлюса Австрии в нацистский Рейх и раздела Чехословакии, соглашение о котором были достигнуты также в Мюнхене, начинают историю Катастрофы.

Маршрут экспедиции включал в себя ключевые пункты для изучения истории модернизации германоязычного еврейства и культурной истории поколения «исчезнувших европейцев». Важное место в поездке занимала личностная — биографическая история деятелей культуры и общественной жизни, а также искусствоведческая и литературоведческая работа.