Еврейская семья в послевоенные годы

После смерти Сталина и окончания "дела врачей-убийц" в истории еврейской семьи и всей страны наступает принципиально иная эпоха - время "оттепели", связанное с  правлением Н.С.Хрущева.

После событий 1953 года многие еврейские семьи старались максимально отдалиться от всего того, что было связано с их еврейским происхождением. 

Хотя по-прежнему действовали "процентные нормы", все так же как и раньше для "лиц еврейской национальности" были закрыты еще многие области профессиональной деятельности и общественной жизни, трудно было найти такую сферу деятельности, где советские евреи не оставили бы значимого следа. Артисты и юристы, музыканты и кинематографисты, литераторы и журналисты, организаторы производства и спортсмены, ученые и художники,- все они стали достоянием интернациональной советской культуры, которой посвятили свои жизни.

В крупных городах проходил активный процесс ассимиляции евреев,  что вызвало резкое сокращение численности евреев.

В рамках политики борьбы с религией в 1957 году развернулась  борьба с иудаизмом, началась кампания по закрытию еврейских кладбищ.

Но самым чувствительным моментом в жизни советских евреев было полное замалчивание истории еврейской Катастрофы в годы Второй Мировой войны. 

Сразу после отставки Н.С.Хрущева кампания по борьбе с иудаизмом прекратилась, но ее заменила "антисионистская" пропаганда.        

Важным событием для истории советских евреев была победа Израиля в войне 1967 года. Все это вызвало  эмиграцию советских евреев. Она была сопряжена с общественным порицанием и многочисленными препятствиями, создававшимися советскими властями. В странах Запада развернулась кампания за предоставление советским евреям права на эмиграцию.

С началом Перестройки в 1985-87 гг. ситуация с запретом выезда коренным образом изменилась. Ослабление ограничений, составлявших политику "государственного антисемитизма", а затем и полная отмена дискриминации евреев, постепенное снятие ограничений на эмиграцию и все большая открытость  внешнему миру советского общества, изменили традиционный уклад жизни в СССР.    

Проснувшийся интерес советских евреев к истокам национальной культуры и традиции сыграл значительную роль в оживлении и расширении еврейского национального движения. Уже к 1988 году были отпущены последние "отказники", то есть те, кто долгие годы не мог получить разрешения на эмиграцию из СССР. Одни за другим стали появляться еврейские  образовательные и общественные учреждения.

Во многих городах еврейским общинам были возвращены здания синагог, появилась возможность жить полноценной религиозной жизнью.

Декабрь 1991 года стал концом периода "Перестройки", наметив начало современного этапа. Распад СССР разделил советских евреев, сделав их гражданами новых независимых государств. Но культурно-историческая общность советского еврейства продолжает существовать вне зависимости от государственных или административных границ.

 

 

© Центр образования №1311 «Тхия»