О проекте

История и культура еврейского народа насчитывает тысячи лет. Еврейские общины распространились по всем континентам и материкам. Их историко-культурное наследие продолжает волновать и увлекать наших современников. Но проникновение в эту многообразную культуру возможно лишь немногим и при условии специальной подготовки, которая включает религиоведение, знание языков и традиций разных регионов мира, понимания текстов и литературных источников, исторического краеведения и многих других наук.

Цели и задачи

Проект «Связывая разорванную нить» представляет собой звено в системе образовательных проектов в области иудаики. Основная цель проекта — погружение старшеклассников московских школ в мир иудаики и еврейской культуры.

Для достижения этой цели основным методом является организация и проведение творческо-исследовательских экспедиций по значимым объектам еврейского культурно-исторического наследия.

В ходе проведения экспедиций и по их завершении проект предполагает ряд более широких и перспективных задач. Деятельность участников направлена на формирование сообщества по изучению еврейского историко-культурного наследия. Это сообщество может увеличиваться за счет тех, кто не может участвовать непосредственно в поездках, а также всех тех, кто сотрудничает с проектом или заинтересован в результатах его деятельности (учителя, преподаватели ВУЗ-ов, специалисты в разных областях гуманитарного знания и т.д.). Важной задачей является также публикация и обсуждение материалов, собранных экспедициями в разных регионах еврейской диаспоры. Для этого в ходе каждого этапа проекта создаются интернет-ресурсы, доступные широкому кругу пользователей. Все они должны быть объединены единым сайтом проекта «Связывая разорванную нить». Значительная роль в проекте отдается связям с местными еврейскими общинными и культурно-просветительными сообществами. Для этого организуются встречи со сверстниками из еврейских общин других стран, что является важным психологическим и содержательным компонентом каждой экспедиции и способствует установлению личностных и организационных контактов, расширяет возможности проекта и создает особый психологический климат.

Организация экспедиционной работы и логистика проектной деятельности

Каждая экспедиция проводится в течение учебного года. Ее подготовительная стадия включает в себя рекламу, набор участников, цикл подготовительных занятий. В ходе таких занятий выявляются психологические особенности, творческие способности и исследовательские интересы участников. На основании этих данных проводится конкурсный отбор участников поездки. Сроки подготовительной работы могут варьироваться в зависимости от сложности планируемой экспедиции и поставленной перед участниками задачи. В ходе подготовительных занятий организуются курсы лекций с привлечением специалистов в области академической иудаики, при необходимости организуются подготовительные семинары, поездки, конференции.
Экспедиция включает в себя историко-литературную и искусствоведческую основу. Каждая экспедиционная поездка разрабатывается для решения конкретных задач на данном этапе проекта. При этом все поездки тематически и содержательно связаны. Варьируется не только тематика, но и методика работы.
Группа преподавателей представляет профессиональный коллектив, где каждый является специалистом в той или иной сфере гуманитарного знания. Результатом проведения экспедиции является завершенная творческо-исследовательская работа, созданная всеми участниками. Эта работа может представляться в различном виде: видеофильм, сайт, спектакль, книжное издание и т.д. Важной особенностью экспедиционной работы является непосредственная связь с еврейскими общинами тех или иных городов, посещение и фиксация памятников еврейского наследия и поисковая работа, проводимая в значимых культурно-исторических местах. Другой задачей экспедиций является собирание уникального исследовательского материала и создание творческих работ, развитие исследовательских навыков участников проекта (текстология, палеография, эстампаж, опросная работа, фото и видеофиксация памятников, зарисовка, театральные этюды, литературный перевод и т.п.), апробация методик игрового обучения (викторины, психологические и ролевые игры), организация дискуссий и обсуждение острых тем.
На всех этапах от подготовки и до итоговой презентации важной частью работы участников является систематизация и публикация материалов, методик, программ и создание на их основе видеофильмов, репортажей, альбомов, страниц сайтов и т.п. Опубликованные материалы должны быть доступны пользователям Интернета, могут применяться в образовательном процессе и транслироваться во внешние аудитории. Они публикуются и используются в разных сферах педагогической и научной деятельности. По итогам проведенной экспедиции проводится серия презентаций для различных аудиторий.
Участники экспедиции отбираются по ряду критериев, среди которых есть возрастные ограничения (учащиеся 8-11 классов), владение иностранными языками (английский обязателен, остальные языки приветствуются), интерес и багаж знаний в разных областях гуманитарного знания (история, литература, языкознание, география и т.д.), а также способность работать в группе в режиме исследования и творчества. Для отбора применяются методики тестирования, разрабатываются специальные задания и т.п.
Участники оплачивают часть расходов из собственных средств. Остальные расходы по организации проекта покрываются за счет привлечения средств из грантов благотворительных фондов. Для оптимизации расходов на экспедиции проводится дополнительная работа, осуществляются контакты с зарубежными еврейскими общинами и организациями. Участники могут быть отобраны дважды в состав экспедиционной группы. При этом, финансовые условия меняются (увеличивается доля участника в расходах на него).
Школьники старших классов, проявившие себя в ходе проекта, включаются в разные формы еврейской образовательно-культурной жизни, они могут быть рекомендованы для участия в различных программах гуманитарного и еврейского образования. Таким образом, осуществляется связь с другими формами образования в области иудаики.

Цикличность

Все экспедиции объединяются в тематико-хронологические циклы, объединенные тем или иным внутренним содержанием. Полный цикл состоит из трех экспедиций в те или иные регионы еврейской диаспоры. Учитывая сложившиеся традиции проведения исследований и поездок старшеклассников в Израиль и регион Восточной Европы, проект «Связывая разорванную нить» ориентируется на менее посещаемые регионы Западной Европы, Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока.
Необходимость смены и повторяемость тематики взаимообусловлены в формировании таких циклов. При разработке маршрутов учитываются тематические, хронологические и логистические условия. При этом, каждая экспедиция является завершенным проектом, по окончании которого участник может не только быть слушателем того или иного тематического курса занятий, но и в ходе самостоятельного исследования и экспедиции по намеченному маршруту проявить и развить свои способности и интересы.

К содержательным критериям формирования маршрута относятся:

А) значимость региональной истории в контексте истории еврейской диаспоры;
Б) особенности местной еврейской культуры (своеобразие языка и культуры, наличие пласта местной еврейской литературно-художественной традиции, значимые фигуры еврейской истории);
В) наличие значимых памятников еврейского наследия (архитектурных объектов, музейных и библиотечных коллекций, художественных памятников и т.п.)
Г) наличие значимых памятников культуры окружающих народов, а также литературно-художественных произведений на еврейскую тему.

По принципу хронологии все поездки цикла охватывают период от поздней античности до Новейшего времени. Таким образом, в каждом цикле должна присутствовать одна поездка, тематика которой фокусируется на поздней Античности и раннем Средневековье, вторая — на периоде исхода Средневековья и эпохе Нового времени, третья — на эпохе позднего Нового и Новейшего времени.

Логистика поездки определяется, главным образом, финансовыми и временными возможностями (каникулярным временем, праздничными датами и т.д.) и прочими условиями, среди которых важно отметить наличие соответствующих авиарейсов, возможностей осуществления требований питания (кошер стайл или облегченный кашрут), субботнего отдыха и связей с местными еврейскими общинами.

Проект творческо-исследовательских экспедиций «Связывая разорванную нить» осуществляется при поддержке «Genesis Philanthropy Group».